Продолжаем в рамках Года семьи рассказывать о некоммерческих организациях, которые поддерживают семьи. Сегодня речь пойдет о творческой жизни детей, подростков и молодежи с особенностями психофизического развития и их семей.
Проект «Любительский театр особенных людей «Ключ» был создан в 2019 году инициативной группой благотворительного фонда «Счастливое детство» на базе Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития (школа-интернат №5 г. Хабаровска).
Театр «Ключ» – это творческая площадка, на которой реализуется программа социокультурной реабилитации детей, а также членов их семей. Основная идея театра – это объединение людей с разными возможностями через творчество.
- Говорят, что театр начинается с вешалки. Ну а мы начинали наш театр с полноценного ремонта, - вспоминает Наталья Цирульник, председатель Хабаровского краевого благотворительного фонда «Счастливое детство». – Пришлось делать не только косметический ремонт помещения, но и специально проектировать сцену, чтобы детям с нарушениями развития было удобно подниматься и спускаться.
Помещение быстро отремонтировали на внебюджетные средства, привлеченные фондом от благотворительных организаций города. Следующим этапом стало оснащение театрального зала доступной средой и необходимым световым и звуковым оборудованием.
Первую пьесу мы показали только через полгода. Разработать и полноценно поставить театральную постановку с особенными артистами непросто. Но у нас прекрасный коллектив и мы знаем, что нам это по силам. Ведь главная цель – это социализация детей, возможность общаться в сообществе похожих людей. - За пять лет сколько удалось поставить спектаклей? - Мы поставили четыре спектакля и трижды съездили на гастроли. В 2022 году выступали в КДЦ «Созвездие» и в Биробиджане, а в 2023 – в ЦАМ «Шарголь» в Комсомольске-на-Амуре.
Проект трижды выигрывал гранты (Благотворительный фонд «Вклад в будущее» ПАО Сбербанк, Российский фонд Культуры и субсидия для СОНКО от комитета по внутренней политике Хабаровского края).
Мы принимали участие в различных театральных конкурсах, таких как «Путь к успеху», «Кулиска» в 2022 году, стали победителя регионального этапа первых международных детских творческих инклюзивных Игр в 2021 году.
- Расскажите о театре подробнее: какие дети в нем занимаются, как строится процесс? - Ребята занимаются по-взрослому. Устают, конечно, но учатся терпеть, прилагать усилия, преодолевать трудности. Им приходится намного больше труда прикладывать для приобретения простых навыков. Некоторым даже просто сидеть прямо тяжело. Но если это необходимо для сцены – стараются и стремятся.
Мы работаем с разными детьми, в том числе, с тяжелыми, которые из-за поведенческих нарушений оставались дома и все многообразие этого мира для них было закрыто.
Сейчас в театре постоянно занимаются более 20 детей с инвалидностью и вместе с ними более 20 взрослых. Это очень важно, чтобы взрослый сопровождал каждого ребенка. Конечно, в первую очередь потому, что таким детям нужно сопровождение, это обязательно. Так они будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что рядом близкий человек.
Но еще это важно и для самих взрослых. Для них это такая же перезагрузка, возможность выпасть из ежедневной сложной рутины и встряхнуться, сделать то, что не делали никогда. Театр – это всегда о человеке, о его эмоциях и чувствах, о том, как он себя ощущает в этом мире.
- А как проходят сами занятия?
Они начинаются с разминки: упражнений на внимание, изучение пространства вокруг себя и ощущение себя в этом пространстве, развитие фантазии и воображения. Разминка длится около 20–30 минут.
Потом основная часть, работа над сценическим материалом. Этюды – разбираемся с персонажами в разных ситуациях пьесы, взаимоотношениями героев и так далее. После проводим репетицию самого спектакля.
Абсолютно у всех участников вне зависимости от возраста и сложностей со здоровьем есть разные зажимы: скромность и стеснительность, пассивность, внезапный смех и так далее. Задача режиссера и педагога здесь – научить участников не бояться открываться людям, миру, не бояться пространства, себя, своего голоса, своих движений, не бояться быть собой.
- Кто занимается театральной деятельностью с детьми?
Мы пригласили режиссёра, который знаком с особенностями детей-инвалидов. Здесь важно понимать не только теорию, но и знать подход к таким детям. Ну и иметь большое сердце, конечно. Без любви к своему делу и к деткам ничего не получится.
Сейчас в нашей театральной команде есть режиссер, педагог сценического искусства, звукорежиссер, светорежиссер. Пока мечтаем о вакансии работника сцены, художника по декорациям, но верим, что такие люди найдутся и придут к нам в команду.
- Есть ли заметный результат? Как дети и родители реагируют на такую театральную деятельность?
Им однозначно нравится! Мы слышим и видим, что у них появляется желание делать любимое дело с еще большей отдачей. Почти у всех мы видим улучшение коммуникативных навыков, они получают практический опыт общения, следования правилам, учатся контролировать эмоций.
Важный момент в нашем театре: спектакль, в первую очередь, ставится не для зрителя, а для актеров. Задача в том, чтобы через процесс подготовки спектакля научить детей важным вещам: упорству, честности, щедрости и ответственности.
А зрителям мы хотим показать, что особенные дети мало чем отличаются от обычных детей, что каждый из них также индивидуален и многогранен, не смотря на жизненные трудности.
- Спектакль, который вы готовите сейчас, о чем? И когда планируется премьера? - Рабочее название спектакля – «Телефон», по произведению Корнея Ивановича Чуковского. Премьерный показ намечен на 10 мая. Помимо нашей основной площадки, мы планируем показать спектакль на других театральных площадках Хабаровска.