В международный день слепых рассказываем о том, как устроен спорт для незрячих в Хабаровске. Спортивные мероприятия для незрячих людей в городе организует ХРО общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации «Федерация спорта слепых».
По словам руководителя Федерации Павла Самсонова, основными вопросами и проблемами слепых людей на протяжении 96 лет занимается Всероссийское общество слепых. В Хабаровском крае существует четыре региональных отделения ВОС – в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Вяземском и Советской Гавани. Следуя относительно новым требованиям закона, создали отдельную общественную организацию, которая занимается спортом. Формально этот вид спорта называется «спорт слепых» и включает в себя 22 дисциплины – это шашки, шахматы, дзюдо, самбо, мини-футбол, настольный теннис, айкидо, плавание и другие.
– Традиционный вид спорта – это именно шашки и шахматы, – рассказывает Павел. – Сейчас работает еще теннисный зал – специальный настольный теннис для слепых, любой наш незрячий человек может прийти в любое время и играть. Также у нас есть футбольная команда. Но пока нет футбола – тренер перешел на другую работу. Но мы о футболе помним и мячик под рукой держим, иногда катаем.
Спорт для незрячего человека – это своеобразное средство восстановления функций организма. Например, игра в шашки помогает лучше чувствовать пространство, что для слепого человека очень важно. Спорт слепых имеет свои особенности. И в футболе, и в теннисе игроки занимаются в специальных масках, в которых ничего не видно, чтобы все участники с разным уровнем зрения были в равных условиях.
– Футбол играется со специальным звенящим мячом и полностью вслепую, – говорит Павел. – В команде 4 незрячих игрока и пятый – вратарь, он видит. И видящий вратарь управляет командой, дает подсказки игрокам. Техника ведения мяча другая – более тактильная, мяч должен обязательно оставаться между ступней игрока.
Павел Самсонов был одним из первых, кто пришел в футбол для незрячих в Хабаровском крае.
– Футбол научил меня тому, что если упал, то нельзя долго лежать, лежать и плакать. Там упал и надо быстро встать, и бежать дальше, а то затопчут, попинают. После занятий футболом даже в шашках стало лучше получаться. Стал чемпионом Хабаровска по русским шашкам, причем победил не среди слепых, а среди всех жителей города. 20 лет мне это никак не удавалось, это было чем-то далеким и недостижимым. А после того, как занялся футболом, стал бегать, прыгать, видимо, стали и мозги лучше работать, – говорит Павел.
Спортивные соревнования в Федерации спорта слепых проходят практически каждый месяц. Ближайшее запланированное событие – это чемпионат Хабаровского края по русским шашкам среди незрячих людей, который пройдет 27 ноября в 10:00 на арене «Ерофей». Федерация занимается административной работой – сбором участников, составлением списков, графиков и планов. Министерство спорта помогает с арендой помещения и другими организационными и финансовыми вопросами.
В прошлом году из-за коронавирусных ограничений были отменены многие спортивные мероприятия, к которым уже готовились незрячие спортсмены.
– У нас не прошел чемпионат Хабаровского края по русским шашкам – это традиционное направление в спорте слепых, не прошел чемпионат края по шахматам, тоже традиция. В этом году ситуация уже лучше, но некоторые наши спортсмены начинают отказываться от участия в спортивных мероприятиях: в ноябре-декабре планируются два чемпионата по шашкам и шахматам, но на них нужно иметь прививку.
Олег Кузеванов – инвалид по зрению с детства – когда-то получил серьезную травму. Мужчина играл в футбол, сейчас занимается айкидо и теннисом. Олег участвовал еще в самых первых краевых соревнованиях по настольному теннису среди незрячих, где занял третье место.
– Пришел, посмотрел, стал играть в теннис. Я не очень-то стремился в это направление, попробовал, понравилось и затянуло, – говорит Олег.
«Федерация спорта слепых» не раз принимала участие в грантовых конкурсах, но пока что ни разу не выигрывала. Последний написанный проект предполагал покупку современного мобильного стола для настольного тенниса. Сейчас у Федерации в собственности только стационарный стол, который сложно при надобности перевозить в другое место.
– По закону спортивное мероприятие должно проводиться на объекте спорта. А у нас теннисный стол и раньше, и сейчас стоит не на объекте спорта. Предполагалось, что мы купим новый стол, который можно относительно быстро собрать, перевезти на любой объект, провести там соревнование, так же собрать и увезти обратно.
Кроме того, планировалось вовлечь в настольный теннис полсотни незрячих людей. По словам Павла Самсонова, сейчас спортом в крае заняты всего около 25% людей с нарушением зрения.
– На сегодняшний день больше всего наших людей занимаются настольным теннисом, потому что там не надо быть шибко сильным, как в силовых видах спорта, шибко умным, как в шахматах, а просто бери ракетку и играй. Даже ловким не надо быть, как в обычном настольном теннисе. Он, наверное, более грубый, наш настольный теннис. И это направление по всей стране наиболее популярно сегодня, – отмечает Павел.
Антон Тринадцатко, преподаватель ТОГУ, только начал учиться играть в теннис. Зрение он потерял из-за отслойки сетчатки.
– Я успел к этому времени вуз закончить и даже поработать уже, в том числе и преподавателем. Если бы я работал кем-то другим на тот момент, то тогда были бы реальные проблемы. А преподавательская работа позволяет и дальше работать даже в таком состоянии, – говорит Антон. – Сегодня первый раз в теннис играл, это круто! Мне нравится, это ж не настольный теннис, это совсем другой принцип. И я решил, что, пожалуй, здесь будет круто потренироваться. Это интересно, захватывает.
Незрячие люди достигают достаточно больших высот в спорте. По словам руководителя федерации, часто чемпионами России становятся дзюдоисты Хабаровского края, а двое спортсменов из региона выступали на Паралимпиаде в Токио. Лучший результат в теннисе показала Евгения Самсонова – она попала в список 24 лучших спортсменок России на чемпионате по настольному теннису среди слепых. Все теннисисты тренируются сами, так как квалифицированных специалистов в целом очень мало в России – этот вид спорта только недавно стал официальной дисциплиной в спорте слепых.
– Но есть уже энтузиасты, которые подготовили некоторые методики, уже даже специальная литература начинает выходить, – говорит Павел. – Те, кто пытается достичь какого-то мастерства, сами изучают материалы, смотрят видео с играми других спортсменов, в общем, двигаются сами.
Татьяна Дё впервые начала играть в теннис в 2015 году, когда этот вид спорта был для всех еще в новинку. Татьяна отмечает, что очень любит спорт – помимо тенниса ходит на айкидо, раньше занималась йогой и футболом. Проблемы со зрением у женщины с рождения. Сейчас у нее есть восьмилетняя дочь, которая ей помогает.
– Сейчас дочка понимает, что родители незрячие, помогает куда-то ходить вместе, – говорит Татьяна. – По дороге идем, она предупреждает о преградах, говорит, куда идти. В магазин приходим – она подсказывает, где что лежит.
В хабаровском сообществе незрячих все люди условно делятся на две большие группы – это тотально слепые и «подглядчики».
– У нас традиционно принято, что незрячим людям помогают «подглядчики», которые немножко видят и могут совершенно слепого человека встретить, проводить, провести, помочь чем-то, – рассказывает Павел. – То есть человек, который хоть чуть-чуть видит, может своему незрячему товарищу помочь.
Зрение руководителя «Федерации спорта слепых» Павла Самсонова – 1%. Это значит, что он видит в сто раз хуже, чем обычный человек. Этот процент он делит с незрячей супругой Евгенией.
– Мы можем и вместе ходить куда надо, и ездить, и путешествовать, – делится Павел. – Поскольку я все-таки «подглядчик», мне своего процента хватает, чтобы самостоятельно передвигаться, чтобы даже видеть номера автобусов, хоть и с подзорной трубой и очень близко. Моя супруга совсем ничего не видит и одна из дома-то не выходит. А уж ходить по городу даже не пытается.
По словам руководителя Федерации, город неидеально адаптирован для слепых, однако с каждым годом он становится все комфортнее для незрячих людей. Например, Павел отмечает, что пользуется «пикающими светофорами» и пандусами.
– Мне удобнее по пандусу зайти, чем по лесенке – не надо присматриваться, где ступеньки. Бывает, что незрячие кругами ездят на автобусах, потому что легче доехать до одной остановки и пересесть на другой автобус, а не переходить, например, через дорогу. Хотя есть уникальные люди, тотально слепые, которым без разницы, где ходить, они справляются и так. Таких единицы, около десятка на весь наш огромный город.
По словам Павла Самсонова, незрячим людям стоит предлагать помощь, однако не нужно ее навязывать. При общении важно представиться, а лучше аккуратно прикоснуться, чтобы незрячий человек точно знал, что вы обращаетесь к нему. Важно помнить, что слепой человек – такой же, как и вы, не осторожничайте и не слишком опекайте.