30 лет назад в Хабаровском крае была создана общественная организация «Аридонс», которая помогает глухим и слабослышащим людям жить в мире звуков. «Аридонс» объединяет семьи, где есть дети-инвалиды по слуху, решая проблемы их интеграции в общество.
«Аридонс» занимается организацией лечения, обучения, консультирования, профориентации и трудоустройства людей с инвалидностью по слуху, а также оказывает услуги сурдоперевода. Кроме того, специалисты оказывают юридическую помощь, занимаются оформлением необходимых документов.
– Наша организация реализует различные проекты, касающиеся семей с детьми-инвалидами по слуху, – говорит президент ХКООИ «Аридонс» Вера Переверзева. – Изначально нужно было защитить интересы слабослышащих. У них были такие проблемы, которые не решались даже на федеральном уровне. Мы, родители детей с нарушением слуха, объединились для того, чтобы помочь этим семьям.
Организация появилась в 1991 году, когда дети с потерей слуха не признавались инвалидами и не получали пенсий. Вера Переверзева объединилась с родителями неслышащих детей из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы исправить такое положение дел. Через несколько месяцев после обращения в Государственную Думу вопрос был решен.
– Считалось, что руки-ноги есть – идите работайте! А их никуда не брали на работу. Пенсий не было, как и на что жить? Работы тоже не было, – рассказывает Вера Николаевна. – Мы захотели изменить ситуацию в лучшую сторону и поспособствовать появлению хоть каких-то рабочих мест для глухих. Первоочередные задачи были – работа, достойная пенсия. И мы поняли, что, если этот вопрос решен, значит, надо объединяться и дальше, работать вместе и достигать целей.
Вера Николаевна не понаслышке знает о проблемах детей с инвалидностью по слуху: «А у меня Лена не слышит – это моя дочь».
– Многие глухие и слабослышащие не разговаривают, потому что легче руками махать – использовать в общении жестовый язык. А говорить – это намного сложнее, но некоторые справляются, – делится Елена Переверзева. – Это все благодаря родителям, благодаря тому, что они заставляли читать, писать, особенно говорить. Я говорю с дефектом речи, но зато хоть что-то. Меня все понимают. Я без комплексов, говорю, мол, извините, я плохо слышу, по губам читаю, пожалуйста, не поворачивайтесь спиной. У меня одно ухо 0%, другое 5%, а со слуховым аппаратом всего 25% слуха.
Практически все слабослышащие читают по губам. По словам Елены, некоторые инвалиды по слуху почти не общаются со слышащими. Бывают случаи, когда теряется контакт даже с родителями.
– Все зависит от желания самих людей, – добавляет Вера Николаевна. – Родители надеются, что в специализированной школе детей научат говорить, и неслышащий ребенок научится всему. А на самом деле это не так. Он будет что-то понимать в школе на языке жестов, но ему-то надо жить в мире слышащих. Поэтому задача родителей – помочь. Лена училась в спецшколе и я, когда посидела на уроках, поняла, что занятия проходят по упрощенной программе. Мы перевели Лену в массовую школу, она нормально усвоила программу, а потом окончила медицинское училище.
В позапрошлом году в «Аридонс» обратились мамы слабослышащих детей с проблемой: ребенок пошел в школу, и дома стал чаще разговаривать на жестах. Мамы и дети начали отдаляться друг от друга.
– И всем классом мамочки пришли к нам учиться языку жестов. Стопроцентная явка была, они вышли счастливые, благодарили. И детям приятно, что они теперь говорят с родителями на одном языке, – рассказывает Ольга Митряева, переводчик русского жестового языка, менеджер проектов «Аридонса».
Ольга отмечает, что глухой человек очень грамотен в своем языке – в жестовой речи, но при этом он может иметь специфические особенности устного общения.
– Как когда мы учим английский и дело касается произношения, глупо смеяться над человеком, это ведь не его родной язык. Так и глухой человек. У них в жестовом языке есть свои фишки, они на самом деле очень грамотные, – говорит Ольга. – Важно глухому человеку писать коротко и по существу, даже иногда не склоняя окончания. Потому что ты склонил чуть-чуть, и глухой может уже не понять это слово. И если ты видишь, что человек тебя не понимает, надо переформулировать фразу попроще.
По словам Елены Переверзевой, стало очень удобно разговаривать и помогать людям с появлением видеозвонков. Елена занимается оказанием услуг сурдоперевода инвалидам по слуху в различных учреждениях, а также решает некоторые вопросы личного характера.
Кроме того, она ведет работу по «Абилимпиксу» – это международное некоммерческое движение, в рамках которого проводятся конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В течение нескольких лет Елена как сурдопереводчик сопровождает на конкурсе неслышащих, которые соревнуются в компетенциях «Зубной техник» и «Автомобильный сервис». Ольга Митряева занимается компетенцией «Медицинский и лабораторный анализ».
Каждый год в Хабаровском крае проходит региональный этап «Абилимпикса». Затем победители соревнуются на национальном чемпионате России. В следующем 2022 году победители национального этапа от «Аридонса» впервые будут участвовать в международном чемпионате.
– «Абилимпикс» – наша ежегодная традиция, – рассказывает Ольга Митряева, – каждый год нам предлагают компетенции и, если какая-то профессиональная деятельность к нам относится, мы собираем людей в «Аридонсе», приглашаем экспертов-преподавателей, организуем обучение и оказываем услуги сурдоперевода, помогаем и сопровождаем на площадках. Но сейчас у нас все в дистанционном режиме – идет подготовка к международному чемпионату.
Коронавирусные ограничения серьезно повлияли на деятельность «Аридонса» и на жизнь слабослышащих в целом. Масочный режим – самое главное препятствие.
– Я, например, не могу попасть даже в поликлинику, – говорит Елена. – Потому что все врачи и медсестры в масках. Читать записки они отказываются, а из-за маски я не могу читать по губам. Приходится ходить с сопровождающим.
– В сфере обслуживания отношение к людям с инвалидностью не всегда толерантное, – добавляет Ольга. – Проблема еще и в том, что из-за пандемии не каждый проект есть возможность реализовать полноценно до конца. Дело в том, что до ограничений у нас был проект по обучению русского жестового языка, но мы столкнулись с режимом самоизоляции. А обучение жестовой речи требует личного присутствия учеников в группе, так как необходимо видеть руки каждого ученика во время занятий, и, если есть необходимость, помочь поставить правильную конфигурацию пальцев рук, движений и так далее. Во время реализации прошлого проекта нам повезло, потому что все уже были обучены и дистанционка выпала на конец проекта – по видео мы смогли принять у учеников аттестацию.
Недавно «Аридонс» столкнулся с новой проблемой. Тендер на выдачу слуховых аппаратов выиграла организация, которая только выдает аппарат, но не сопровождает его обслуживание, как это было раньше.
– Организация, которая выиграла контракт, должна иметь медицинское сопровождение, потому что к ним придут люди с инвалидностью, – рассказывает Вера Николаевна. – Они должны в штате держать медиков. Должно быть сурдологическое оборудование, аудиометрия, чтобы проверить слух – потеря слуха у каждого индивидуальная.
– Слуховые аппараты, в зависимости от потери слуха, бывают разные, – добавляет Елена. – Кому-то нужен сверхмощный, кому-то средней мощности. А новая организация выдает аппарат только одной марки для всех, он не всем подходит, людям приходится отказываться.
Сейчас сотрудники «Аридонса» пытаются изменить новый контракт, обращаются в фонд социального страхования, в министерство здравоохранения, однако этот вопрос до сих пор не решен.
– Люди с потерей слуха идут ко мне в слезах с этими аппаратами, – объясняет Вера Переверзева. – А я же не настройщик. Люди аппараты получили, но они у них просто лежат в коробочке. Я поняла так, что ошибка была сделана при заключении контракта. Поставка и ремонт, консультация, настройка – это все взаимосвязано и должно быть в одном месте, то есть полное сопровождение. А новая организация занимается исключительно поставками – забирайте аппарат и идите, куда хотите. Надо менять контракт и прописывать в техническом задании все необходимое.
Один из последних на данный момент проектов «Аридонса» – это занятия по пониманию инвалидности «Уроки добра». Они проводятся в классах гимназии № 6 при поддержке Ресурсного центра администрации Хабаровска.
– Мы знакомимся, проводим различные тренинги для того, чтобы на себе понять, как живется человеку с различными видами инвалидности, как и чем можно ему помочь – рассказывает Ольга. – Если переведут на дистанционное обучение, то мы с детьми уже не сможем использовать активные игры – там задания разные, надо и шнурки одной рукой завязать, и сделать упражнение «человек с нарушением зрения и его сопровождающий». Качественно это все можно провести только при личном присутствии каждого. Поэтому мы сейчас очень активно проводим эти уроки, чтобы успеть до ограничений, которые могут возникнуть в любой момент.
После каждого упражнения проходит обсуждение, во время которого дети узнают о причинах инвалидности, о том, кем могут работать невидящие или неслышащие люди и о том, как правильно помочь человеку с той или иной формой инвалидности. Педагоги «Аридонса» стремятся сформировать у школьников толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
– Наша задача – всех детей объединить в класс, в одну школу, поменять отношение к людям с инвалидностью. Инклюзивное образование – это мечта, которая может реализоваться при правильном отношении к друг другу и вложении дополнительных материальных затрат. Мы пока что в начале долгого пути, – делится Ольга.
За все время существования «Аридонс» не имел системного финансирования. Все мероприятия и программы реализуются за счет грантовых проектов фонда президентских грантов и администрации Хабаровска.
На официальном сайте организации «Аридонс» есть полная информация о деятельности и проектах в разделе «Новости», а также банковские реквизиты, если вы желаете помочь.