В день благотворительности руководители и сотрудники социально ориентированных некоммерческих организаций рассказали, как работает фандрайзинг в их организациях, какие методы сбора они используют и почему важно благодарить жертвователя.
Константин Ветренко, общественная организация «Милосердие»
Мы, к сожалению, финансовые пожертвования активно не собираем. На нашем сайте есть кнопка, в соцсетях иногда пишем на эту тему, но деньги не просим. А так в основном нам приносят гуманитарную помощь — это одежда б/у, некоторые магазины новую дают, кто-то приносит продукты для наших подопечных. У нас сфера фандрайзинга пока не развита.
Илья Чиквинцев, благотворительный фонд «Ириска»
Эффективность сбора пожертвований зависит от времени, места и цели сбора. Формы сбора мы используем различные — ящики, рассылка писем, личные встречи с донорами, собираем через сайт фонда, раздаем листовки, визитки. Сборами занимается координатор фонда и непосредственно сам руководитель, мы команда единомышленников, мы все равны и делаем одно дело. При сборе пожертвований в первую очередь нужно ценить время людей, доноров, относиться к их помощи с уважением, не быть наглыми. И, конечно, должна быть прозрачность, отчеты, благодарность. Наши основные сборы идут на проекты фонда, это различные спортивные мероприятия, строительство и реконструкция спортивных сооружений и так далее. Второстепенные сборы нужны нам для оплаты бухгалтерской системы, расчетного счета, канцелярии, рекламы, листовок. Сфера деятельности нашего фонда — спорт, но мы не можем отказать добросердечным людям, которые делают хорошие дела — нам приносят и спортивную одежду, спортинвентарь, оргтехнику, посуду. Мы принимаем эти вещи и передаем их в другие организации, которым они нужнее. К сожалению, начиная с пандемии, сборы значительно упали. Но все же люди различными путями пытаются хоть немного, но помочь фонду и за это мы говорим им огромное сердечное спасибо. Для доноров мы делаем благодарственные письма, сувениры, проводим очные встречи, презентации, рассказываем о проделанной работе, организовываем круглые столы и фуршеты, еще стараемся помогать им в ответ, если можем.
Павел Горелов, волонтерское движение «Потому что могу»
О наших сборах мы всегда рассказываем в соцсетях. Еще у нас в мессенджерах есть волонтерские группы, в которых мы также просим принять участие в сборе. Затем мы закупаем продукты и везем их в поселки. Бывает, что те базы, на которых мы их закупаем, что-то отдают безвозмездно. Если мы ведем сбор, например, на коляску ребенку с инвалидностью, я приезжаю к этому ребенку, мы общаемся, делаем видео, распространяем его и призываем хабаровчан откликнуться. Также в сторис мы всегда постим, как продвигается сбор. Люди более активно жертвуют на адресную помощь конкретному человеку, нежели на продуктовые наборы для нуждающихся поселка. То есть люди не понимают порой, кто это, какие у них есть потребности, но мы всегда снимаем ролики и стараемся их показывать. Конечно, мы пользуемся рассылками электронных писем, но там небольшая отдача: примерно 5% тех, кто выходит на контакт, и, наверное, только 1% людей становятся спонсорами. Максимальную сумму мы собрали, когда коллаборировались с Благотворительным фондом «Счастливое детство» и собрали совместно 486 тысяч рублей на покупку подъемника для Артема Хикматова.
Маргарита Моисеенко, отдел по церковной благотворительности и социальному служению Хабаровской Епархии
Я в фандрайзинге недавно и занимаюсь сейчас только помощью Свято-Елизаветинскому сестричеству милосердия сборами на ремонт Марфо-Мариинской богадельни и помогаю с акцией «Помоги собраться в школу». Сейчас еще у нас запустится акция совместно с кофейней «Кафема». Суть акции в том, что человек будет покупать чашку кофе и определенный процент с этой покупки будет перечисляться на строительство нашей богадельни, а затем и на другие наши благотворительные сборы. Недавно я обратилась в мебельную компанию «Династия», и они нам изготовили ящик для пожертвований, куда люди могут приносить свои вещи. Мы его забрендировали и поставили в нашем гуманитарном складе. Еще мы разместили сбор на краудфандинговой платформе Planeta.ru, сумму заявили небольшую — 350 тысяч рублей. Эти средства пойдут на частичную оплату ремонтных работ в богадельне. На платформе мы сделали специальные значки как вознаграждение за то, что человек пожертвовал. Также не так давно на сайте «Милосердие.ru» мы собрали 750 тысяч рублей на водоснабжение нового здания богадельни.
Бывают случаи, когда мы обращаемся в какую-либо организацию с просьбой нам помочь с материалами, некоторые менеджеры говорят лично от своего лица и не дают услышать мнение руководителя. И очень часто менеджер может негативно настроить руководителя, и он откажет в пожертвовании. Такие, конечно, не все. Мы хотим развивать фандрайзинг и делать так, чтобы была польза и для компаний, чтобы везде была корпоративная благотворительность и рядовой менеджер не думал, что он останется без зарплаты, если его руководитель сделает пожертвование. Мы запускаем совместно акции, тем самым оказываем информационную поддержку компании, и привлекаем клиентов и посетителей. Еще повышается лояльность людей к компании — они купили то, что им нужно, но при этом еще сделали хорошее дело.
У нас в большинстве НКО, к сожалению, нет профессиональных фандрайзеров. Есть просто сотрудники, которые занимаются фандрайзингом кто как может. Нужно стараться качественно выстраивать работу с жертвователем, чтобы это не было «в одни ворота». Хочется давать обратную связь, поощрять жертвователя, помогать ему продвинуться в чем-то.
Очень сложно сейчас собираются средства на уставную деятельность из-за того, что у нас пока не выстроена работа по фандрайзингу, чем мы сейчас и занимаемся. Есть также проблема с продуктами на нашем гуманитарном складе. Сейчас я веду переговоры с компанией, чтобы наладить регулярную поставку продуктов питания для нуждающихся. Но важно объяснять, что нуждающиеся — это не иждивенцы. Это люди, которым нужна срочная помощь, это подтопленцы, погорельцы, беженцы.
Елена Турышева, благотворительный фонд «Культура развития»
В настоящее время мы только начинаем осваивать направление фандрайзинг. Для этой цели ищем сотрудника, потому что совмещать фандрайзинг с остальным функционалом крайне тяжело. Но кое-какие шаги мы уже делаем. Первое — мы изменили наш сайт, сделали его более легким и удобным. Мы стараемся регулярно наполнять его информацией о нашей деятельности. Второе — на сайте размещаем отчетную информацию, которая позволяет жертвователям получать обратную связь и понимать, на что используются их пожертвования. Третье — на сайте сделали удобное меню для приема пожертвований.
Долгое время фонд сотрудничал с банком «Восточный», который активно помогал нам в сборах пожертвований. Хотя суммы сборов были и небольшие, но регулярные. С февраля этого года банк вошел в состав другого банка, поэтому сотрудничество прекратили.
В нашем фонде действует программа помощи воспитанникам детских домов в получении достойного образования и выборе желаемой профессии «Домашний репетитор». Мы собираем средства на эту программу и на уставные цели фонда. Мы принимаем пожертвования в денежном эквиваленте, но готовы принимать и материальными ценностями. Обращаясь к жертвователям для сбора неденежных пожертвований очень важно конкретизировать вид принимаемых ценностей исходя из своей программы. Например, мы не будем собирать вещи, лекарства, инструменты для дома или сада, так как они не соответствуют нашей целевой аудитории. Но мы готовы принять ноутбуки, потому что наши дети занимаются с репетиторами онлайн.
При сборе пожертвований очень важна честная и открытая информация и обратная связь с жертвователями, особенно с теми, которые жертвуют не спонтанно, а продуманно. Есть большая вероятность, что эта категория жертвователей охотнее будет оформлять регулярные пожертвования.
Ольга Лим, общественная организация «Чужих детей не бывает»
Мы начинали наш путь в фандрайзинге просто с писем, с общения донорами, с работы с бизнесом. Но не так хорошо все получалось. Когда мы обучились, сделали кнопку «пожертвовать» на своем сайте и начали привлекать частные пожертвования уже через сайт. Это очень сильно нас продвинуло, потому что гранты, разовая помощь от бизнеса — это все нестабильно. А частные пожертвования, особенно ежемесячные, позволяют повышать устойчивость некоммерческой организации. Кроме того, мы собираем пожертвования на разных федеральных платформах, это «Добро Mail.ru», «Благо.ру», «СберВместе» и «Нужна помощь». И нам регулярно приходят пожертвования с этих платформ. Высшая ступень фандрайзинга — это эндаумент. Он полностью построен на взаимодействии с партнерами и, если некоммерческая организация никогда не занималась фандрайзингом, собрать эндаумент ей будет очень сложно. Потому что там дается всего год, чтобы собрать минимальную сумму для регистрации — 3 миллиона рублей. Для этого нужно обязательно быть профессионалом с фандрайзинге. У нас этим занимается отдел, там работает несколько фандрайзеров. В том числе я, но я больше направляю команду и работаю с крупными партнерами и нашими сотрудниками.
В фандрайзинге важно не бояться работать с частными донорами, но для этого, конечно, нужно, чтобы был сайт, на котором есть вся информация об организации, подключена платежная система и размещена кнопочка «пожертвовать». И некоммерческая организация обязательно должна размещать на своем сайте публичные отчеты — на что тратятся финансы, каких результатов достигает организация. Это очень важно, это прозрачность организации и без отчетов сбор пожертвований будет идти непродолжительное время. Жертвователи не будут постоянно поддерживать организацию, если они не будут видеть результатов. Еще очень важны соцсети. Если организация не ведет активно свои соцсети, то о частных пожертвований говорить нет смысла, потому что информационная открытость крайне важна.