Мы говорили с руководителями и участниками волонтерских групп и НКО о том, что мотивирует волонтеров и как некоммерческая организация может привлечь добровольцев к своей деятельности.
Анжела Брянкина, председатель общественной организации «Побережье»
— Нужно понимать, что у волонтеров разного возраста разная мотивация. Для школьников, например, очень важно, каким образом их волонтерская деятельность будет отражаться на школьных занятиях. Для старшеклассников часто важно, как волонтерская деятельность соотносится с их проектной деятельностью, их будущей карьерой. Если это волонтеры более старшего возраста, которые задействованы, например, в администрации, то для них важно понимать результат их деятельности. Мы всегда мотивируем тем, что мы большое сообщество и помогаем друг другу делать добрые дела. Еще очень сильно мотивирует то, что у ребят есть возможность общаться с единомышленниками, которые разделяют те же ценности. Волонтерская деятельность – это определенная социализация вне школы, это свободное общение и одновременно полезная деятельность.
Арина Щербакова, руководитель проекта «Академия медиаволонтёра» (фото: «Академия медиаволонтёра»)
— Главная мотивация для медиаволонтёров — возможность опробовать свои навыки и пополнить портфолио. Медиаволонтёры — это добровольцы, которые освещают мероприятия и деятельность организаций. Чаще всего это молодёжь от 16 лет: школьники, студенты, молодые специалисты. Им интересна сфера медиа и они ищут применение своих способностей, но не стоит ждать от них уровня профи. Если некоммерческая организация хочет привлечь на свои мероприятия медиаволонтёров, то важно указать, в чем именно нужна помощь. Это может быть фото/видеосъёмка, написание текстов, создание графических материалов и многое другое. Также важно показать их плюсы от участия в вашем мероприятии, например, возможность публикации их материала с указанием авторства на сайте, благодарственное письмо за помощь или просто чай с печеньем.
Ольга Федина, руководитель волонтерской группы «Да Добро»
— НКО может организовать людей, которые хотели бы помогать, но не знают, как, чем и где можно заняться. Я наблюдаю, что понятие волонтерства стали искажать: вот будут значки для волонтеров – золотые, серебряные, вот будут кофты разного цвета. Когда волонтерство переводят на коммерческую основу – вы придете и вам оплатят – это уже неправильная мотивация. Волонтеры изначально должны понимать, что их деятельность основана не на коммерции, а на доброй воле человека, который просто хочет помогать. Волонтеры при поступлении в вуз могут получить дополнительные баллы, это хорошая мотивация. У меня в команде в основном взрослые люди, они пришли к волонтерству с жизненным опытом и им уже ничего в ответ не надо. Мне кажется, хорошо стимулировать мотивацию волонтеров, например, благодарственными письмами об участии. Да, может быть будет много «бумажек», но внимание человеку всегда приятно.
Павел Горелов, руководитель молодежного волонтерского движения «Потому что могу»
— Мотивация волонтеров — это их соприкосновение с нуждами общества, в нашем случае с потребностями людей. Для волонтеров важно, когда они видят конечный результат своей деятельности. В соцсетях мы показываем наших благополучателей и дела, которые для них совершаем. Так мы даем понять волонтерам их значимость и передаем обратную связь от благополучателей. Другими словами, чтобы поверить в добро, нужно начать его делать.
Этот материал мы впервые публиковали в шестом письме нашей тематической рассылки «По адресу». Подписывайтесь, чтобы читать и другие полезные статьи о благотворительности и о работе НКО. Следующее письмо — уже 15 июля.